|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 14 веке в столице Золотой Орды - Сарае жили более 100 тысяч человек, в то время как население Великого Рима составляло всего 35 тысяч. Открытия, которые сделали археологи, свидетельствуют о величайшем уровне развития золотоордынского государства, его процветании и могуществе. Это была самая мощная средневековая цивилизация.   В Золотой Орде встретились и мирно существовали бывшая кочевая и новая городская культуры. Если кто представляет себе это государство как сплошной кочевой мир, с бесчисленными стадами животных и «дикими» кочевниками, то он глубоко заблуждается. Золотая Орда, при сохранении традиций полукочевой жизни в летнее время, - это страна городов, мир высокой городской культуры. Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили, например, западноевропейские. Для сравнения: Рим в XIII веке имел 35 тысяч жителей, Париж в XIV веке - 58 тысяч, Сарай, столица Золотой Орды, в том же XIV столетии - более 100 тысяч.   В Золотой Орде было около 150 городов различной величины, многие из которых возникли там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи с кочевьями. Названия их так же поэтичны, как и сам Восток: Гульстан (Страна цветов), Сарай (Дворец), Сарайчик (Малый Дворец), Ак-Сарай (Белый Дворец), Ак-Кирмен (Белая Крепость), Ак-Мечеть (Белая Мечеть), Улуг-Мечеть (Великая Мечеть), Аргамаклы-Сарай (Дворец быстроногих коней)...   Сведения о золотоордынских городах собраны учеными в результате многолетних археологических исследований, а также путем изучения нумизматического материала, т.е. монет, чеканенных в целом ряде городов. Весьма интересные, порой подробные данные о городах содержат письменные источники: сочинения арабо-персидской исторической географии, русские летописи, записки западноевропейских путешественников, татарские исторические источники, а также произведения народного эпоса. Ценнейшими источниками по истории золотоордынских городов являются также средневековые географические карты, составленные главным образом итальянскими путешественниками XIV - середины XV веков. Среди них особенно выделяются карта братьев Пицигани 1367 года, карта Фра-Мауро 1459 года (известны еще карты, составленные в 1339 и 1351 годах, а также морские карты 1320 и 1327 годов с указанием причерноморских и приазовских городов Золотой Орды). Любопытные данные о развалинах городов, остатках дворцов, мечетей и других сооружений можно почерпнуть из путевых заметок более поздних русских и зарубежных путешественников XVIII - XIX веков   Уже несколько десятилетий исследования столицы Золотой Орды ведет Поволжская археологическая экспедиция АН России и МГУ им. Ломоносова. И только работам высококлассных профессионалов-археологов сегодня мы можем себе представить как выглядела столица Золотой Орды - город Сарай ал-Махруса, что в переводе означает Дворец Богохранимый - так название Сарая чеканилось на монетах (вообще название Сарай-дворец очень распространенно в названиях золотоордынских городов. Это и Сарай - ал Джедид - Сарай Новый в Волгоградской области, Ак-Сарай - в районе нынешнего Аксарайска, Сарайчик на реке Урал, Бахчи-Сарай в Крыму). Результат раскопок опровергает несколько официальных мнений относительно происхождения тех или иных вещей. К примеру, простой наперсток, создание которого приписывается французам в 17 веке, был распространен в Золотой Орде в 14 веке. Там же был построен первый общественный туалет, которым могли бесплатно пользоваться все люди. По бытующей же энциклопедической версии первый общественный туалет был построен в 18 веке. И еще. Общеизвестно, что кукуруза была привезена Колумбом из Америки в 16 веке. Но каким образом среди прочих вещей, монет, датированных 13-14 веками, находилось 5 початков кукурузы?   История государства - это история его правителей, их деяний. На троне Золотой Орды сменялось множество ханов, но наиболее знаменитыми в истории Восточной Европы были ханы Бату, Сартак, Берке, Узбек, Джанибек, Бардибек, Тохтамыш. Их имена во многом связаны с историей Сарая. Приемник Бату на троне хан Сартак недолго правил Золотой Ордой. Внутренние распри и интриги высокопоставленных родственников свели в могилу хана Золотой Орды, исповедовавшего христианство, и не только построившего в орде несколько христианских храмов, но и добившегося, чтобы в Золотой орде была основана Сарайская епархия. Это случилось в 1261 году. Чуть южнее Енотаевки (деревня в Астраханской области) Сартак построил первый православный храм на территории Нижней Волги. Сейчас о его местонахождении знают всего несколько человек, но ни один из них не назовет этого места, опасаясь, что его попросту разграбят.   Следом за Сартаком на трон взошел Берке-хан, которого современники и последующие историки, кто подозревал, а кто и прямо обвинял в убийстве своего предшественника. Берке был явным приверженцем мусульманства и за врем своего правления попытался сделать ислам официальной религией Золотой Орды. Монголы и кыпчаки отнеслись к новой религии довольно прохладно (справедливости ради надо отметить, что и к христианству во времена Сартака отношение у золотордынцев было такое же). И только хану Узбеку удалось ввести ислам не только в Закавказье, Центральной Азии, Западной Европе, но и в Северной Африке. Султан Египта, обращаясь к хану Узбеку как к брату, пишет, что он «рад, что границы мусульманства раздвинулись так широко».   Нигде не найдено повествований о том, что было с танцем живота на территории нынешней Астраханской области с момента его внезапной популяризации в столице Золотой Орды вплоть до 1327 г. В один из жарких летних дней этого года в период пика расцвета государства Золотой Орды в ее столицу - Сарай вошел проходящий караван, идущий с Северной Африки. Это был один из самых богатых караванов. В его сопровождении находилось более 20 танцовщиц из Египта и Сирии. Большая часть танцовщиц подарена мамлюкским султаном Египта золотоордынскому хану Узбеку.
Мамлюки (по своему происхождению это кипчаки) - выходцы из Поволжья. В качестве невольников (арабское слово «мамлук» означает раба) в период монгольских завоеваний попали в Египет и составили гвардию династии айюбидов в этой стране. В 1250 году военная верхушка мамлюков свергла эту династию и основала свою - династию мамлюкских султанов, которая правила Египтом и Сирией до 1517 года. Из мамлюков вышли выдающиеся государственные деятели, среди которых, например, всемирно известный Байбарс (1260 - 1277). Между Золотой Ордой и мамлюкским Египтом были установлены самые близкие политические, экономические и культурные взаимоотношения. Следует добавить, что мамлюкские эмиры снова правили Египтом в XVIII веке.   Хан Узбек с благодарностью прнимает подарок и отмечает их "способность и дар танцевальный". Танцовщицы более 3 месяцев путешествовали вместе с купцами и развлекали их в часы отдыха каравана. Оставшаяся часть танцовщиц-наложниц (рабынь) за исключением привезенных в подарок предназначена для продажи на невольнических рынках Шелкового пути.   Сарай славился своим гостеприимством. Купцам из каравана оказывалась высокая честь и предлагался отменный отдых в городе. В базарный день они устраивают на площади танцевальное представление, где собирается чуть ли не шестая часть столицы. "Гвоздем" праздничества, посвященному началу торговли из каравана, является танцевальное выступление молодой черноволосой танцовщицы с гибкой талией и чарующими глаз формами. Для присутсвующих на площади горожан это был "шок среди бела дня", так как ее танец поверг в экстаз всех смотрящих на него. "Музыка лилась отовсюду, танец оворожил взор, хотелось. чтобы это никогда не закончилось..." - пишет арабский историк-хронист ал-Муфад-дал
|
|
|
|
|
|
|
|
Пристутствующие просили станцевать еще и еще.... Танцовщицу звали Тували (Тулави).Тогда ей было 17 лет.   С такими танцами торговля шла великолепно, хозяин-купец был доволен. К концу дня его навестил один из самых богатых горожан и предложил выкуп за танцовщицу Сделка состоялась, Тували обрела нового хозяина и осталась в Сарае.   Мы не знаем как звали богатого хозяина Тували, история не сохранила его имени. Однако наверняка можно утверждать, что это был один из самых образованных золотоордынцев, интересовался танцем, культурой и искусством. Он содержал большой дом с постройками и двором, часть которого размещалась по обе стороны улицы.   Несколько недель танцовщицу-чужестранку хозяин показывал своим родным и близким, друзьям, городской знати, наслаждаясь ее танцами и красотой. Она была не похожа на всех остальных, ее танцы были темпераментны и шли из души, принуждая женское тело воплощать переживания и страсть в действо.   Молва о танцовщице-кудеснице разлетелась по всему мужскому сословию города. Женщины завидовали ей и не скрывали неприязнь к Тували, так как она во все праздничные дни собирала мужчин на базарной площади, где хозяин устраивал представления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|