О Музее                 История                Экспозиции           Фотогалерея          Магазин              Ссылки   
 
Культура
народа не
может быть
плохой, она
или есть или
ее нет
восточный танец, танец живота, астрахань танец, танец змея, музей танец, портрет танцовщица, школа танца. астрахань история, египетский танец, турция танец, история восточного танца, танцовщица египет, астраханская женщина
золотая орда, сарай бату, астрахань танец, танцевальная школа, танцовщица астрахань, восточный танец, персидский танец, индийский танец, египетский танец, танец живота, belly dance
Ошеломляющая популярность в Сарае восточного танца все больше и больше
переходившего из гаремного в разряд светского публичного, исполняющегося Тували,
(были и другие танцовщицы, но они не пользовались успехом) постоянные предложения
других горожан выкупить танцовщицу за хорошие деньги, заставили хозяина Тували,
души не чаявшей к ней и ее искусству, предложить стать его женой и перейти с
положения наложницы в сан хозяйки дома. Она с радостью принимает это и всю жизнь
будет благодарить его за это.
 
Столица Золотой Орды - Сарай Бату (названная в честь внука Чингизхана - Бату),
задолго до появления на ее месте города Астрахани, способствовала в переходе танца
живота, как гаремного, в зрелищное сценическое публичное шоу. Исторические факты
тех времен говорят о неподдельном увлечении восточным танцем городского мужского
сословия. Посещать танцевальные места и дарить деньги танцовщицам было престижно
среди богатых и среднего достатка горожан. Сохранились и имена известных танцовщиц
того времени. Все они были обучены Тували или являлись ее прямыми ученицами.
Известная среди купцов и зажиточных господ привезенная по одним данным с Египта, по
другим - с Персии,  танцовщица гаремных танцев Тували была столичной жемчужиной,
обворожившая не одного богатого горожанина и вошедшая в танцевальную историю края
как бесспорный факт зарождения публичного belly dance в будущем Астраханском
регионе. Постоялый двор, где проживала танцовщица, был заселен до отказа
молоденькими ученицами танца, собранных с территорий Золотой Орды, Персии,
Шелкового пути, Индии и даже завезенных из средиземноморских островов.
 
В период правления Золотой Ордой хана Узбека Сарай Бату превращался в
золотоордынскую танцевальную столицу. Восточный колорит развлечений богатого
города требовал профессионального и качественного подхода к искусству обучения
танцу живота, все больше выходящего из рамок гаремного на публичную сцену. Город
давал все необходимое для успешного развития и процветания публичного belly dance,
ломавшего стереотипы его приватности и исполнения для богатых вельмож. Лучшие
танцовщицы постоялого двора Тували раскупались в восточные столицы и даже в Египет,
а сама Тували была известна далеко за пределами Золотой Орды и ее столицы.
 
Прилегающие к столице и стоящие на Шелковом пути города считали за честь иметь
постоялый двор или
ханакки (гостиницу) с танцовщицами, который вправе в наше время
можно было бы называть танцевальным клубом. Сюда съезжались, здесь жили и
обучались талантливые девушки и женщины со всей округи, и как не удивительно, из
восточных городов тоже. В таких клубах был их дом, свои учителя и своя «театральная
сцена». Самостоятельно зарабатывая на праздничных гуляньях, восточных базарных
площадях, в приватных приглашениях и даже в «заморских вояжах» как подарки
богатых горожан своим богатым компаньонам, в восточном мире клубы перерастали в
школы, а возникшие школы belly dance существовали не один десяток лет.
И даже при растлении после смерти Чингисхана сменяющихся друг за другом
золотоордынских правителей, погрязших в оргиях и невежестве, постоялым
дворам-школам удавалось процветать и быть востребованными, укрепляя свое
положение и привнося в танцевальную историю края жемчужную нить совершенства,
таланта и непревзойденности.
 
Столь частые просьбы для танцовщицы от горожан присутствовать на их свадебных и
семейных торжествах уже не могли быть полностью удовлетворяться из-за огромного их
количества. Хозяин, превратившийся в друга, предлагает Тували открыть свою Школу
для обучения молодых девушек танцевальному ремеслу и выделяет для этого часть
своего дома на противоположной части улицы. С этой поры для Тували наступили
счастливые времена.
 
Однако не все местные девушки были способны воспринять танец живота в той мере, как
это требовала Тували. Известно, что по просьбе танцовщицы караваны не раз
доставляли в Сарай гибких и стройных девушек из других стран, требования к которым
порой были весьма строгими.
Даже султан Египта, поддерживая с ханом Узбеком братские связи, упоминал о
"жемчужине, которая преподносит красоту египетского танца у него на родине" и был
готов заполучить молоденьких танцовщиц, обученных Тували к себе во дворец.
 
Годы правления хана Узбека были счастливыми для Золотой Орды. Ни с Запада, ни с
востока не прилетали в ее степи холодные, пахнущие дымом пожарищ, ветры войны.
Спокойно вели себя русские княжества, покорны были булгары, Крым, Кавказ, Хорезм и
другие земли. И, может быть, поэтому так часто ходил походами на Иран Узбек. Хану
надо непременно воевать, иначе какой он хан? Привыкшие жить за счет награбленного у
других народов, воины перестанут повиноваться. Но не только воевал Узбек-хан. Он еще
и строил. Строил много, красиво, вычурно. Границы Сарай-Бату шагнули далеко в степь,
и на берегах Ахтубы выросли необыкновенной красоты мечети, медресе, бани, крытые
базары, ханакки (смесь кемпинга и гостиницы - в настоящее время), великолепные дома
и дворцы, мавзолеи. Всего и не перечислишь. День и ночь работали мастерские, в
которых рабы мастера изготавливали для своих хозяев ювелирные украшения,
металлическую посуду, оконное стекло, стеклянные бусы, посуду из красной глины,
посуду с прекрасной глазурью из кашина, изделия из камня, кости, кожи, прекрасные
ткани и др.
 
Узбек-хан - один из самых величественных ханов Золотой Орды, и период его правления
был самым долгим (1312 - 1342). Именно при нем Золотая Орда достигла высшей точки
своего могущества, а золотоордынская культура - пика своего развития
Эта культура была синкретичной, она впитала  в себя русскую, среднеазиатскую,
закавказскую и монгольскую культуры. Православные церкви мирно соседствовали с
мусульманскими, и иудаистскими и другими культовыми сооружениями. На примере
религий жил в дружбе и народ, заселявший Золотую орду и ее столицу. 
Развивалось земледелие, виноградарство, бахчеводство. Десятки тысяч дигирных
установок поднимали воду из Ахтубы в арыки и водопроводы, трубы которых были
сделаны из прекрасной глины и сохранили свои функциональные свойства до
сегодняшнего дня. Развивалась культура и торговля. Со всех концов света съезжались в
Сарай-Бату купцы. Из Прибалтики и русских земель, Мордовии и Сибири, Кореи, Китая,
Индии, Хулагуидского Ирана, Западной Европы и Западной Америки. Со всех сторон
подходы к Сараю отмечены цепочками караван - Сарай, в которых путники могли не
только отдохнуть, но и были уверены за сохранность своего товара и своих жизней.
Полных 30 лет правил Великий хан Узбек.  Более 20 лет школа танцовщиц Тували в Сарае
процветала и становилась все популярней в восточном и азиатском мире. Следуя моде того
времени не один египетский султан жаждал заполучить из Сарая танцовщиц. К Тували
обращались даже из Индии. В благодарность за это школа Тували получила девочек из
индии для обучения "танцу Востока". Обучались в школе и женщины высокого ранга,
такие как принцесса Рассави и наложницы гаремов из Северной Африки. Выгодное
положение Сарая, расположенного чуть ли не посредине Шелкового пути, расцвет Золотой
Орды в то время оказал громадное влияние на известность Тували и ее школы, сделал ее
достоянием культурной эпохи того времени.
 
Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы - Узбек-ханом, с
его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом
государственного и политического деятеля. О стиле его руководства в какой-то степени
можно узнать из одного сообщения, которое оставил крупнейший арабский
ученый-энциклопедист XIV века ал-Омари, работавший одновременно секретарем
египетского султана, имевшего самые тесные связи с Золотой Ордой:
«Из дел своего
государства он (т. е. Узбек) обращает внимание только на сущность дел, не входя в
подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается
частностей относительно взимания и расходования».
 
В 1340-1343 году (дата ориентировчная) у Тували рождается дочь. Отец называет ее
Тували младшая и всячески способствует ей в жизни, чтобы она пошла стопами матери. Это
удается семье и Сарай приобретает еще одну продолжательницу публичного (светского)
танца живота. Она стала яркой танцовщицей, а после смерти матери в 1381 году,
возглавила школу восточного танца.    
Более 600 (точно не известно) танцовщиц подготовила школа Тували старшей,
сформировала свое видение танца живота, совместив в себе танец Египта, Индии, Кавказа
и Средней Азии. Практически во всех этих местах знали о школе Тували, туда
заказывались ее танцовщицы-ученицы, оттуда поставлялись новые девушки, обучаться
танцевальному искусству Тували.
золотая орда, сарай бату, астрахань танец, танцевальная школа, танцовщица астрахань, восточный танец, персидский танец, индийский танец, египетский танец, танец живота, belly dance
Hosted by uCoz