|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ошеломляющая популярность в Сарае восточного танца все больше и больше переходившего из гаремного в разряд светского публичного, исполняющегося Тували, (были и другие танцовщицы, но они не пользовались успехом) постоянные предложения других горожан выкупить танцовщицу за хорошие деньги, заставили хозяина Тували, души не чаявшей к ней и ее искусству, предложить стать его женой и перейти с положения наложницы в сан хозяйки дома. Она с радостью принимает это и всю жизнь будет благодарить его за это.   Столица Золотой Орды - Сарай Бату (названная в честь внука Чингизхана - Бату), задолго до появления на ее месте города Астрахани, способствовала в переходе танца живота, как гаремного, в зрелищное сценическое публичное шоу. Исторические факты тех времен говорят о неподдельном увлечении восточным танцем городского мужского сословия. Посещать танцевальные места и дарить деньги танцовщицам было престижно среди богатых и среднего достатка горожан. Сохранились и имена известных танцовщиц того времени. Все они были обучены Тували или являлись ее прямыми ученицами. Известная среди купцов и зажиточных господ привезенная по одним данным с Египта, по другим - с Персии, танцовщица гаремных танцев Тували была столичной жемчужиной, обворожившая не одного богатого горожанина и вошедшая в танцевальную историю края как бесспорный факт зарождения публичного belly dance в будущем Астраханском регионе. Постоялый двор, где проживала танцовщица, был заселен до отказа молоденькими ученицами танца, собранных с территорий Золотой Орды, Персии, Шелкового пути, Индии и даже завезенных из средиземноморских островов.   В период правления Золотой Ордой хана Узбека Сарай Бату превращался в золотоордынскую танцевальную столицу. Восточный колорит развлечений богатого города требовал профессионального и качественного подхода к искусству обучения танцу живота, все больше выходящего из рамок гаремного на публичную сцену. Город давал все необходимое для успешного развития и процветания публичного belly dance, ломавшего стереотипы его приватности и исполнения для богатых вельмож. Лучшие танцовщицы постоялого двора Тували раскупались в восточные столицы и даже в Египет, а сама Тували была известна далеко за пределами Золотой Орды и ее столицы.   Прилегающие к столице и стоящие на Шелковом пути города считали за честь иметь постоялый двор или ханакки (гостиницу) с танцовщицами, который вправе в наше время можно было бы называть танцевальным клубом. Сюда съезжались, здесь жили и обучались талантливые девушки и женщины со всей округи, и как не удивительно, из восточных городов тоже. В таких клубах был их дом, свои учителя и своя «театральная сцена». Самостоятельно зарабатывая на праздничных гуляньях, восточных базарных площадях, в приватных приглашениях и даже в «заморских вояжах» как подарки богатых горожан своим богатым компаньонам, в восточном мире клубы перерастали в школы, а возникшие школы belly dance существовали не один десяток лет. И даже при растлении после смерти Чингисхана сменяющихся друг за другом золотоордынских правителей, погрязших в оргиях и невежестве, постоялым дворам-школам удавалось процветать и быть востребованными, укрепляя свое положение и привнося в танцевальную историю края жемчужную нить совершенства, таланта и непревзойденности.
  Столь частые просьбы для танцовщицы от горожан присутствовать на их свадебных и семейных торжествах уже не могли быть полностью удовлетворяться из-за огромного их количества. Хозяин, превратившийся в друга, предлагает Тували открыть свою Школу для обучения молодых девушек танцевальному ремеслу и выделяет для этого часть своего дома на противоположной части улицы. С этой поры для Тували наступили счастливые времена.   Однако не все местные девушки были способны воспринять танец живота в той мере, как это требовала Тували. Известно, что по просьбе танцовщицы караваны не раз доставляли в Сарай гибких и стройных девушек из других стран, требования к которым порой были весьма строгими. Даже султан Египта, поддерживая с ханом Узбеком братские связи, упоминал о "жемчужине, которая преподносит красоту египетского танца у него на родине" и был готов заполучить молоденьких танцовщиц, обученных Тували к себе во дворец.   Годы правления хана Узбека были счастливыми для Золотой Орды. Ни с Запада, ни с востока не прилетали в ее степи холодные, пахнущие дымом пожарищ, ветры войны. Спокойно вели себя русские княжества, покорны были булгары, Крым, Кавказ, Хорезм и другие земли. И, может быть, поэтому так часто ходил походами на Иран Узбек. Хану надо непременно воевать, иначе какой он хан? Привыкшие жить за счет награбленного у других народов, воины перестанут повиноваться. Но не только воевал Узбек-хан. Он еще и строил. Строил много, красиво, вычурно. Границы Сарай-Бату шагнули далеко в степь, и на берегах Ахтубы выросли необыкновенной красоты мечети, медресе, бани, крытые базары, ханакки (смесь кемпинга и гостиницы - в настоящее время), великолепные дома и дворцы, мавзолеи. Всего и не перечислишь. День и ночь работали мастерские, в которых рабы мастера изготавливали для своих хозяев ювелирные украшения, металлическую посуду, оконное стекло, стеклянные бусы, посуду из красной глины, посуду с прекрасной глазурью из кашина, изделия из камня, кости, кожи, прекрасные ткани и др.   Узбек-хан - один из самых величественных ханов Золотой Орды, и период его правления был самым долгим (1312 - 1342). Именно при нем Золотая Орда достигла высшей точки своего могущества, а золотоордынская культура - пика своего развития Эта культура была синкретичной, она впитала в себя русскую, среднеазиатскую, закавказскую и монгольскую культуры. Православные церкви мирно соседствовали с мусульманскими, и иудаистскими и другими культовыми сооружениями. На примере религий жил в дружбе и народ, заселявший Золотую орду и ее столицу.
|
|
|
|
|
|
|
Развивалось земледелие, виноградарство, бахчеводство. Десятки тысяч дигирных установок поднимали воду из Ахтубы в арыки и водопроводы, трубы которых были сделаны из прекрасной глины и сохранили свои функциональные свойства до сегодняшнего дня. Развивалась культура и торговля. Со всех концов света съезжались в Сарай-Бату купцы. Из Прибалтики и русских земель, Мордовии и Сибири, Кореи, Китая, Индии, Хулагуидского Ирана, Западной Европы и Западной Америки. Со всех сторон подходы к Сараю отмечены цепочками караван - Сарай, в которых путники могли не только отдохнуть, но и были уверены за сохранность своего товара и своих жизней. Полных 30 лет правил Великий хан Узбек. Более 20 лет школа танцовщиц Тували в Сарае процветала и становилась все популярней в восточном и азиатском мире. Следуя моде того времени не один египетский султан жаждал заполучить из Сарая танцовщиц. К Тували обращались даже из Индии. В благодарность за это школа Тували получила девочек из индии для обучения "танцу Востока". Обучались в школе и женщины высокого ранга, такие как принцесса Рассави и наложницы гаремов из Северной Африки. Выгодное положение Сарая, расположенного чуть ли не посредине Шелкового пути, расцвет Золотой Орды в то время оказал громадное влияние на известность Тували и ее школы, сделал ее достоянием культурной эпохи того времени.   Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы - Узбек-ханом, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля. О стиле его руководства в какой-то степени можно узнать из одного сообщения, которое оставил крупнейший арабский ученый-энциклопедист XIV века ал-Омари, работавший одновременно секретарем египетского султана, имевшего самые тесные связи с Золотой Ордой: «Из дел своего государства он (т. е. Узбек) обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования».  
В 1340-1343 году (дата ориентировчная) у Тували рождается дочь. Отец называет ее Тували младшая и всячески способствует ей в жизни, чтобы она пошла стопами матери. Это удается семье и Сарай приобретает еще одну продолжательницу публичного (светского) танца живота. Она стала яркой танцовщицей, а после смерти матери в 1381 году, возглавила школу восточного танца. Более 600 (точно не известно) танцовщиц подготовила школа Тували старшей, сформировала свое видение танца живота, совместив в себе танец Египта, Индии, Кавказа и Средней Азии. Практически во всех этих местах знали о школе Тували, туда заказывались ее танцовщицы-ученицы, оттуда поставлялись новые девушки, обучаться танцевальному искусству Тували.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|